Киношники VS телевизионщики. Быть или не быть украинскому кино


Украинские каналы рапортуют об успехах своего сериалопроизводства. Но владельцы крупнейших продакшен-студий предупреждают: модель не сильно рабочая

В этом году депутаты с большой вероятностью примут несколько законов, которые призваны радикально изменить украинское кино и телевидение. Первый законопроект направлен на поддержку национального кинопроизводителя. Его концепцию придумали сами медийщики, окрестив инициативу Кінокраїна. Вторая инициатива депутатов предусматривает введение квоты на количество контента производства западных стран в телеэфире.

У этих двух инициатив одна цель — содействовать развитию украинского кинематографа. Но механизмы реализации очень разные. Кінокраїна предусматривает усиление финансовой поддержки со стороны государства украинских фильмов, а также привлечение зарубежных инвестиций в отечественные проекты возвращая 10-25% затрат на съемки в нашей стране. Законопроект № 2766 авторства главы комитета ВР по вопросам свободы слова и информполитики Виктории Сюмар работает через механизм запретов. В частности, он предполагает установить квоту на передачи производства Европы (в т.ч. Украины), США и Канады. Они должны занимать в украинском телеэфире не меньше 70%. Оба проекта прошли в парламенте первое чтение.

Каким видят свое будущее сами украинские телеканалы и киностудии, выяснила ЛІГА.net.

Ответ на этот вопрос удалось получить на прошедшем в прошлую пятницу, 5 февраля, отраслевом круглом-столе, где присутствовали представители основных игроков рынка.

Нужно начать с того, что за последние полтора года телевизионный эфир уже и так успел сильно измениться. В 2014 году после эскалации конфликта с Россией были запрещены российские новостные телеканалы. А с лета 2015 года заработал новый закон, запрещающий показ российских фильмов и сериалов, произведенных после 1 января 2014 года.

Голосуют олигархи

Большинство украинских телеканалов принимали идею в штыки. Ведь доля российского продукта в 2014 году занимала в структуре их эфира, по данным компании Media Resources Management, 66%, еще 6% — совместная продукция России и Украины.

Но в прошлом году каналы экстренно переориентировались на собственное производство. И сделали уже довольно много своего контента. Генеральный директор телеканала Украина Евгений Лященко говорит о том, что в 2016 году общее количество часов собственного производства приблизится к 3000. Генеральный директор 1+1 медиа Александр Ткаченко отметил, что сериалы их собственного производства, такие как Последний Москаль, Слуга Народа и Сваты занимали верхние строчки в рейтингах телесмотрения прошлого года. Руководитель группы StarLightMedia и гендиректор СТБ Владимир Бородянский не был на упомянутом круглом столе. Но 17 декабря, на открытии зимнего 3D-шоу Вартові Мрій в Экспоцентре Украина также делал очень оптимистические заявления по развитию собственного производства. «Мы будем снимать много сериалов на всех каналах группы — смешных, грустных, веселых, драматических...», — подчеркнул он. Кроме того, группа собирается снимать с партнерами украинские мультфильмы и художественные фильмы.

Какие сериалы попали в ТОП телесмотрения 2015 года

top.JPG

данные 1+1 Медиа

Александр Ткаченко заявляет о том, что производство собственных фильмов и сериалов несет в себе также и важную идеологическую составляющую. «Российские производители кино и сериалов создают их с использованием архетипы и образы новых героев новой России, направленные на то, чтобы вернуть величие России. Таким продуктом, все эти годы, они фактически формировали мировоззрение не только россиян, но и украинцев», — подчеркивает он. А теперь, по словам, Ткаченко, перед нами стоит выбор — можем ли мы создать новые архетипы, новые образы для Украины или жить как прежде.

Но у инициативных каналов есть и слабая сторона. Они дотационные. Поэтому снимают только такой собственный контент, на который украинские олигархи дают им деньги. ТРК Украина принадлежит Ринату Ахметову, 1+1 — Игорю Коломойскому, группа StarLightMedia — Виктору Пинчуку.

Хватит есть игру ложкой...

Представители крупных местных киностудий дают понять, насколько сложно каналам будет сделать местное производство коммерчески успешным, конкурентным. Как отмечает основатель и генеральный продюсер Star Media Вляд Ряшин, экономический потенциал украинского рынка пока не может обеспечить окупаемость производства дорогостоящего и качественного телепродукта. «В прошлом году доход каналов от ТВ рекламы составил примерно $120 млн.Для примера в 2013-ом — больше $500 млн. Практически все каналы убыточны. В этой ситуации сделать качественный медийный проект крайне сложно», — подчеркивает он.

По его словам, отечественные каналы только несколько раз в год сейчас смогут себе позволить произвести качественный кинопродукт стоимостью $200 000 за час. «А в году 53 недели», — подчеркивает Ряшин. Он вспоминает о бюджете новогоднего мюзикла Сорочинская Ярморка 2004 года, который выходил на Интере. Он составил, по его словам, $500 000. Программа была полностью сделана в Украине. При этом украинская сторона инвестировала в проект $80 000, а Первый канал России — $420 000. Как говорит Ряшин, наши соседи с другого бока — например, поляки, на сотрудничество с которыми киностудии ориентируют законопроекты депутатов, пока не очень охотно хотят запускать совместные проекты. Так как на европейском рынке у них есть более богатые партнеры. Те же немцы.

Но Александр Ткаченко говорит «нужно отвыкать есть дармовую икру ложкой». По его словам, если хорваты, чехи, греки снимают сериалы за $30 000-50 000 в час, и мы тоже должны привыкать к тому, чтобы снимать в первую очередь для себя. Для этого то и нужны, по его мнению, страновые квоты: чтобы более дешевый украинский продукт мог конкурировать с тем же российским, в который вкладывается куда больше денег.

... или откуда еще лезет российская икра?

Владелец Film.ua Сергей Созановский здесь делает важную ремарку. «Мир немножечко меняется. Коллеги с телеканалов мне не дадут соврать...», — говорит он. По словам Созановского, около 5 млн домохозяйств принимают сигнал со спутника и смотрят там любые каналы, в том числе и запрещенные российские. Лященко добавляет, что аудитория спутникового вещания даже стала расти после запрета российской продукции в прошлом году. Зрители стали икать привычное «мыло» с помощью «тарелок». Кроме того, Созановский обращает внимание на то, что за последний год заметно выросла аудитория, которая смотрит видео-контент через интернет. А это означает, что бороться за национальный контент с помощью квот уже не так просто. То есть уже тяжело сказать: если мы введем квоты, то отечественный кинопродукт сразу же расцветет, как когда-то во Франции. Тогда линейное эфирное телевидение было монопольным каналом распространения. И тамошнему зрителю ничего больше не оставалось, как смотреть то, что дают. У современного украинского зрителя всегда есть возможность посмотреть запрещенное кино через другие каналы. «Важно принимать законы, которые не просто написаны, и просто что-то запрещают, а которые действуют», — подчеркивает он.

Созановский также указывает на отсутствие последовательности в шагах государства. Законы по поддержке кинематографа принимаются с большим опозданием после того, как уже несколько лет действуют ограничительные меры на продукт агрессора. В итоге медиа-индустрия вынуждена сильно падать в качестве, чтобы заполнять эфирные блоки.

Это создает риски для того, что новые украинские архетипы и образы, о чем говорил Ткаченко, не так просто будет популяризировать в обществе. Ведь они в глазах зрителя могут выглядеть дешевле тех же российских или американских героев, с помощью которых взращивается нынешнее сознание украинцев.

Автор: Стас Юрасов

ЛIГАБiзнесIнформ

Читайте также:

Сколько и на что просят продюсеры у Госкино Украины. Часть 1: Игровые полнометражные для широкой аудитории

«1+1» начинает производство мини-сериала «Залишенець. Черный ворон» по роману Василия Шкляра

«Директория кино» приступила к производству мультфильма «Шнурки»

В Киеве стартуют съемки украинско-итальянской комедии «Изи»

Канал «1+1» снимает фильм о Чернобыльской трагедии

ICTV и студия «Квартал 95» начали производство комедийного сериала «Пацики»

Верховная Рада одобрила инициативу «КіноКраїна» от Госкино Украины и киноиндустрии

Star Media завершила съемки лирической комедии «Я люблю своего мужа»

Завершена работа над драмой «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко

Георгий Делиев идет в большое кино. Первый проект — «Одесский подкидыш»



Читайте также:

Сколько и на что просят продюсеры у Госкино Украины. Часть 1: Игровые полнометражные для широкой аудитории

«1+1» начинает производство мини-сериала «Залишенець. Черный ворон» по роману Василия Шкляра

«Директория кино» приступила к производству мультфильма «Шнурки»

В Киеве стартуют съемки украинско-итальянской комедии «Изи»

Канал «1+1» снимает фильм о Чернобыльской трагедии

ICTV и студия «Квартал 95» начали производство комедийного сериала «Пацики»

Верховная Рада одобрила инициативу «КіноКраїна» от Госкино Украины и киноиндустрии

Star Media завершила съемки лирической комедии «Я люблю своего мужа»

Завершена работа над драмой «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко

Георгий Делиев идет в большое кино. Первый проект — «Одесский подкидыш»


Источник


10 февраля 2016 в 11:55

Поделиться ссылкой на FaceBookПоделиться ссылкой на LinkedInПоделиться ссылкой на TwitterПоделиться ссылкой вКонтактеПоделиться ссылкой в ЖЖПоделиться ссылкой на Я.руПоделиться ссылкой на mail.ру

 

Ник
Ваше мнение
Я — не робот
Загрузка...