Следующая статья

Чего ждать от украинской рекламы в 2016 году(14 января 2016 в 16:39)

Российское короткометражное кино: Итоги 2015 года

Предлагаем вашему вниманию аналитику побед российских фильмов на фестивалях короткометражного кино (Международный фестиваль в Клермон-Ферран, Берлинале, Каннский фестиваль, Открытый фестиваль студенческого и дебютного кино «Святая Анна», Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» и т.д.), а также итоги сценарных конкурсов и питчингов, проведенных в 2015-м году, подготовленные Молодежным центром Союза кинематографистов России.

Фестивали

Одним из первых важных событий года для дебютантов является Международный фестиваль в Клермон-Ферран, который традиционно проходит в первой декаде февраля. В этом небольшом французском городке собираются ведущие специалисты короткометражного кино со всего мира. Здесь проводятся не только кинопоказы и обсуждение фильмов, но и мастер-классы, а также проходит рынок короткого метра, один из крупнейших в мире. В 2015 году Россию на этом фестивале представлял фильм выпускницы ВГИК (маст. В.Ю. Абдрашитова) Галы Сухановой «Проверка», к сожалению, не получивший призов. Картина повествует о встрече инспектора по делам несовершеннолетних с маленькой девочкой, живущей с мамой-алкоголичкой.

кадр из короткометражного фильма "Вышивальщица"

Не остался без российских короткометражных фильмов один из крупнейших мировых смотров — Берлинале. В программу Forum Expanded вошла экспериментальная картина Люси Матвеевой «Вышивальщица». До этого картина известного фотографа Людмилы Зинченко (Люся Матвеева — псевдоним) участвовала в программе «СИНЕ ФАНТОМ» 36-го ММКФ, а также стала лучшей российской картиной Международного Канского видеофестиваля.

В апреле внимание всех кинодебютантов было сосредоточено на ХХII Открытом фестивале студенческого и дебютного кино «Святая Анна», ведь согласно регламенту фестиваля, в конкурсе принимает участие любой, приславший заявку. В прошлом году таких желающих оказалось 401. В результате голосования, жюри под руководством Николая Досталя из этих фильмов наградило основными призами 3 картины. 1-е место завоевала работа Дарьи Власовой (ВГИК, маст. В.В. Меньшова) «Масоны». Главные герои фильма — пятеро мужчин, живущих в небольшом сибирском городке, изредка встречающиеся под руководством Мастера ложи. Однажды компания, к которой присоединяется пес Евгений, отправляется на поиски своих коллег. 2-е место — картина «Настя», режиссер Кирилл Плетнев (ВГИК, маст. Д. Родимина, В. Фенченко). Эта история, созданная на основе реальных событий, рассказывает о почтальонше Насте, забравшей из кассы деньги и сбежавшей со своим любовником. 3-е место — «Конец эпохи», режиссер Софья Чернышова (ВГИК, маст. В.Абдрашитова) — фильм о молодом докторе, которая сталкивается с предательством окружающих, ассоциирующих ее с «делом врачей».

кадр из фльма Круговое движение

В тот же месяц в Омске в рамках III Национального кинофестиваля дебютов «Движение» впервые прошел конкурс короткометражных фильмов. Жюри под руководством продюсера Артема Васильева лучшей картиной назвало фильм Владимира Бека (ВГИК, маст. В. Хотиненко, В. Фенченко) «Эпилог». В центре сюжета — развод немолодой пары. Кроме того, эксперты отметили специальным дипломом «За верность традициям» картину «Круговое движение» выпускника Нью-Йоркской школы искусств Максима Дашкина, ранее на стадии проекта отмеченную на II-м питчинге дебютантов. Героиня фильма, которую сыграла Агния Кузнецова, живущая в закрытом военном городке, делает выбор — между любящим мужем и ребенком и приезжим офицером, который предлагает ей уехать в незнакомое, но манящее будущее.

9-го мая, в день 70-летия Великой Победы, на телеканале «Россия-2» были подведены итоги конкурса короткометражных фильмов «Победа за нами». Главное условие проекта — авторы фильма через главного героя картины должны показать суть национального духа. Жюри во главе с известным режиссером Павлом Лунгиным первым призом наградило короткометражку «Бритва» выпускника ВГИК Алексея Белякова (маст. Е. Яременко). Картина, снятая по мотивам рассказа Владимира Набокова, рассказывает о случайной встрече бывшего узника концлагеря с немецким офицером, принимавшим участие в его пытках.

В ушедшем году как никогда активно проявили себя молодые отечественные кинематографисты на Каннском фестивале. Впервые сразу 2 российские картины одновременно вошли в программу Cinefondation — «14 шагов» Максима Шавкина (выпускника Московской школы нового кино, маст. Д. Мамулии) и «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой (ВКСР, маст. И. Квирикадзе, А. Добровольского). На пресс-конференции, прошедшей в Российском павильоне, молодые режиссеры рассказали о своих картинах. Максим Шавкин: «Мне хотелось избежать фальши, и я решил рассказать историю несколько нестандартным для российского кино способом. В жизни ничего не проговаривается напрямую, поэтому и в моем фильме практически нет прямого проговаривания, все становится понятно через косвенные детали, нюансы, пластические приемы». Мария Гуськова (ее картина по итогам фестиваля заняла 3-е место в конкурсной программе): «Как-то раз знакомый рассказал мне о своем отце, который сидит в тюрьме за непреднамеренное убийство. Срок отбывания наказания заканчивался, и у отца были шансы выйти условно-досрочно. Меня эта история затронула: я начала о ней думать, развивать. Я отправилась в Киргизию, где сидел отец знакомого, прожила там три месяца, и на основании собранного материала написала сценарий».

кадр из фильма Возвращение Эркина

Там же, в Российском павильоне были презентованы проекты, созданные при поддержке Молодежного центра Союза кинематографистов России: «Пробуждение» (режиссер Константин Тищенко), «Домофон» (режиссер Максим Белоусов), «Рыба моя» (режиссер Тая Зубова), «Петух» (режиссер Алексей Нужный), «Порыв» (режиссер Юлия Волкова), а также лауреаты национальной премии «Страна»: «Семен» (режиссер Александр Брынцев) и «Absolution» (режиссер Вадим Ватагин).

Через несколько дней в Сочи в рамках Российского открытого кинофестиваля «Кинотавр» были подведены итоги конкурса короткометражных фильмов. Жюри под руководством Игоря Толстунова назвало лучшей картиной фильм «Настя» Кирилла Плетнева, а специальными дипломами отметило работы «Кира» Владлены Санду, «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой и «Угонщик» Максима Кулагина. На церемонии награждения победителей также были вручены дипломы победителям питчинга дебютных проектов. Лучшими были признаны полнометражные проекты Владлены Санду и Кирилла Плетнева.

Лауреатом «Серебряного Георгия» 37-го ММКФ в конкурсе короткого метра стала картина южно-корейского режиссера Кима Юхна «Метод ведения наблюдения снайпером». В конкурсе также была представлена российская картина — «Картонный человек» (режиссер Дарья Емельянова). Это полусказка, рассказывающая о том, как кусок картона на мгновение почувствовал себя человеком.

В конце августа в Калининграде были подведены итоги 3-го фестиваля короткометражного кино «Короче», всего за несколько лет ставшего одним из ведущих отечественных смотров молодежного кино. Жюри, которое также возглавил Игорь Толстунов, главным призом наградило картину выпускника академии «Wordshop» Никиты Тамарова (маст. И. Волошина) — «Портфолио». Герой «черной комедии» — работник бюро ритуальных услуг, которому очередной заказчик ставит, казалось бы, невыполнимые задачи. Этому же проекту была вручена путевка в Голливуд от Paramount Channel, а также специальный приз Молодежного центра Союза кинематографистов России. Лучшими режиссерами были признаны Руслан Бекшенов и Александр Амулин, авторы фильма «Бахыт». Приз за лучший сценарий получила команда проекта «Петух».

кадр из фильма Петух

Этот же фильм стал победителем уникального проекта, завершившегося в начале сентября, — II Международного фестиваля уличного кино. В течении 2-х месяцев организаторы проекта проехали 24 тысячи километров от Владивостока до Лиссабона и в 47 городах показывали российское и европейское короткометражное кино. Фестиваль уже вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный двигающийся фестиваль в мире. В акции приняло участие более 100 тысяч зрителей, которые после каждого сеанса с помощью света от фонариков или мобильных телефонов голосовали за понравившийся им короткометражный фильм. Лауреату фестиваля — фильму «Петух» — был вручен приз: статуэтка, отлитая из металла, который организаторы собирали в каждом из городов-участников акции. Продюсер фильма «Петух» Кирилл Алехин: «Наш фильм начался именно в этом здании — в Доме кино — во время Питчинга дебютантов. Ко мне подошли режиссер Алексей Нужный и автор идеи Артем Царегородцев и сказали: „Мы хотим снять зрительское кино“. Фестиваль уличного кино был одним из первых, кто взял нас в конкурс. Наш фильм посмотрели 100 000 человек. И теперь я понимаю, что нас взял самый правильный фестиваль — фестиваль для зрителей и про зрительское кино».

В те же дни были подведены итоги IV Международного кинофестиваля короткометражного кино «KONIK». Экспертная комиссия во главе с Андреем Эшпаем решила присудить главный приз сразу 3-м картинам: «Путешествие Федора По Москве Начала XXI Века» Аксиньи Гог (выпускница ВГИК, маст. В. Меньшова), «Настя и «Геля», режиссер Ксения Зуева (выпускница ВКСР, маст. В. Хотиненко, В. Фенченко, П. Финн).

Также в начале сентября состоялся IV Московский молодежный кинофестиваль «Будем жить!». Жюри под руководством Джаника Файзиева приняло решение определять победителей киносмотра в каждой из 3-х категорий: «Драма/комедия», «Авторское кино», «Жанровое кино». В результате, в номинации «Короткометражное кино до 15 минут» лауреатами стали: «Двое вместе», режиссер Анна Яновская(новелла из альманаха «Счастье-это...»), «Пробуждение», режиссер Константин Тищенко (в главной роли снялся Владимир Вдовиченков) и «Портфолио» Никиты Тамарова. В номинации «Короткометражное кино свыше 30 минут»: «Настя», режиссер Кирилл Плетнев, «Возвращение Эркина», режиссер Мария Гуськова, «Угонщик», режиссер Максим Кулагин. Особенностью фестиваля «Будем жить!» является его проведение на открытых площадках. В 2015-м году основные показы проходили в специально построенном павильоне на Воробьевых горах. После каждого сеанса организаторы измеряли количество аплодисментов с помощью «уровня шума». По итогам зрительского голосования награду и приз 100 т.р. от Президента фестиваля Евгения Герасимова получила картина «Шоу века» Сергея Кузнецова.

В том же, богатом на события сентябре, были подведены итоги ХХIV Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок». Главную награду в конкурсе короткометражного кино жюри под руководством Михаила Сегала присудило картине «Таня», снятой выпускником ВГИК (маст. А. Учителя) Никитой Иконниковым. Роль главной героини, деревенской девушки Тани, замечательно сыграла Полина Пушкарук. А в конкурсе «Омнибус» специальным дипломом жюри была отмечена новелла из альманаха «Счастье-это» «Двое вместе» Анны Яновской (также картина была показана на открытии фестиваля «Евразийский мост» в Ялте).

На 8-м Всероссийском фестивале авторского короткометражного кино лучшим фильмом в категории «Свыше 15 минут» жюри под руководством Юрия Арабова признало картину Марии Барсуковой «Семь других меня». Выпускница школы-мастерской Юрия Грымова в своей картине рассказывает о молодой девушке, понимающей в день своего 18-летия, что самые главные люди в ее жизни — близкие родственники, несмотря на то, что подчас с ними бывает очень трудно. Лучшей работой длиною до 15 минут был признан фильм студентки ВГИК (маст. Д. Файзиева) Анастасии Сафроновой «Первое свидание». Это комедийная история о том, что зачастую излишняя забота близких может испортить первую встречу девушки и парня.

Вообще комедийных короткометражек с каждым годом становится все больше и больше. И, наверное, во многом в связи с этим, студия «Амедиа» и проект «Life-is-Shorts» в прошедшем году впервые организовали фестиваль, который так и называется «КоКа» («Короткометражная комедия»). Главный приз жюри под руководством продюсера Александра Акопова вручило картине Дарьи Власовой «Масоны» (незадолго до этого также получившей первое место в конкурсе российских фильмов на фестивале shnit). Дарья Власова: «Мне кажется, очень важный приз. Это первый и единственный кинофестиваль комедии, в котором я участвовала. И, наверное, единственный профильный, который я знаю в России».

Между тем, картина Марии Гуськовой «Возвращение Эркина» продолжала завоевывать награды престижных киносмотров и осенью стала лучшей короткометражной работой фестивалей «Меридианы Тихого» и «Послание к Человеку», а также вошла в официальный конкурс кинофестиваля в Торонто. Пожалуй, эта картина имела наибольший международный успех в ушедшем году. К упомянутым наградам добавились призы на фестивалях в Варшаве, Белостоке, Гамбурге, Вийербане, Астане. Также фильм был отобран в программы AFI FEST (Американского института киноискусства) и фестиваля в Клермон-Ферран. Однако еще одна отечественная картина в 2015-м году добилась серьезного успехам на международном уровне. Картина Аксиньи Гог «Путешествие Федора по Москве начала XXI века» завоевала главный приз в конкурсе короткометражного кино на Коттбусском кинофестивале, считающегося одним из главных фестивалей в Восточной Европе. Аксинья Гог: «Я совершенно не ожидала подобного, потому что фильм про Москву и снимала я его для москвичей. И поэтому мне казалось, что ни на какие зарубежные фестивали его отправлять смысла нет: он просто будет непонятен».

кадр из фильма "Закат"

В октябре-ноябре, по традиции, были подведены итоги 35-го Международного фестиваля ВГИК. Обладателем приза «За лучшую режиссуру» на первом этапе стал автор фильма «Закат» Андрей Анненский (выпускник ВГИК, маст. В. Абдрашитова). На втором этапе приз зрительских симпатий лучшему фильму ВГИК достался картине «Машка» режиссера Игоря Каргаманова (маст. В. Ахалова). А приз за лучший игровой фильм жюри во главе с режиссером Александром Миндадзе вручило немецкому фильму «Чистильщик» (режиссер Маттиас Космель).

Лауреатом 15-го Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКит» стала картина «С чистого листа», режиссер Юлия Колесникова (СпбГУКиТ, маст. С. Овчарова), рассказывающая о важности семейных ценностей. Приз за лучшую режиссуру жюри во главе с Владимиром Хотиненко вручило ее однокурснику — Георгию Поротову, автору фильма «Семья offline». Лауреатами ХIV Санкт-Петербургского международного фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Начало» в конкурсе короткометражных дебютных фильмов стала картина «Производители шума», режиссер Каролис Каупинис (Литва), в конкурсе короткометражных студенческих фильмов — картина «Ролевые игры», режиссер Кордина Каджела (Польша). Наибольшее количество специальных призов досталось картине «Мы тут ни при чем» Ростислава Смирнягина (СпбГУКиТ, маст. Э. Бартенева), рассказывающий о двух подростках, шалости которых привели к настоящей трагедии.

Гран-при ХII Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» жюри под руководством актера и режиссера Сергея Пускепалиса вручило картине «Камакши», режиссер Сатидар Сингх Беди (Индия). Приз за лучший игровой дебют получил Семен Гальперин (выпускник ВКСР, маст. В. Хотиненко, В. Фенченко, П. Финн), автор фильма «Рекомендации» — абсурдистская драма в духе Даниила Хармса/Вуди Аллена.

В декабре очередные награды — приз за лучший короткометражный фильм получил Кирилл Плетнев за картину «Настя» — на фестивалях «Сталкер» и «Серебряный Акбузат» в Уфе. Интересно, что премьеры этой картины, как и другого фаворита прошедшего года — фильма «Масоны» состоялись в рамках проекта «Кинопоезд ВГИК-95» в 2014-м году.

Питчинги, сценарные конкурсы

Первым в 2015-м из сценарных конкурсов прошел IV питчинг дебютантов, уже по традиции проводящийся в начале года, накануне подачи заявок в Министерство культуры и Фонд кино. Жюри полнометражных игровых проектов во главе с первым заместителем Председателя Союза кинематографистов России Сергеем Лазаруком наградило главным призом трогательную историю Дмитрия Гатаулина «Здравствуй, дядя Сережа», рассказывающем о дружбе известного актера и 7-летнего мальчика, который неизлечимо болен. В конкурсе проектов короткометражного кино первого места был удостоен проект Кирилла Васильева «Ну, здравствуй, Оксана Соколова», главный герой которого — незадачливый радиоведущий, теряющий накануне важного эфира свой голос.

14-го апреля в Театре на Страстном бульваре во второй раз состоялось вручение премии «Слово». В номинации «Лучший дипломный сценарий» главный приз получила работа Алексея Бородачева «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». В дальнейшем этот проект получил поддержку и Министерства культуры РФ, которое профинансировало его реализацию.

В рамках Российских программ ММКФ прошел V питчинг дебютантов, который был посвящен памяти Сергея Владимировича Лазарука, стоявшего у истоков Молодежного центра Союза кинематографистов России. Главное отличие этого конкурса — впервые была представлена номинация «Документальное кино». Первый приз жюри под руководством Сергея Мирошниченко присудило документалисту из Перми Ольге Аверкиевой за проект «Папа, мама и я», рассказывающий о шестилетнем мальчике, который живет два дня с папой, два дня — с мамой, так как его родители разведены. В номинации «Короткометражное кино» Евгений Герасимов и его коллеги отметили проект Андрея Терехова «Солнечные зайчики». Главный герой — пожилой мужчина, недавно похоронивший жену, делает себе гроб, готовясь умереть — однако его смерть откладывается на неопределенное время... Победителем среди полнометражных проектов экспертная комиссия во главе с Олегом Ивановым назвала Сергея Великоредчанина, представившего историю «Человек северных территорий» о любви русского моряка и японской девушки.

В рамках фестиваля «Кинопроба» также был проведен свой питчинг, причем, уже в 3-й раз. Жюри под руководством режиссера Алексея Федорченко в номинации «документальное кино» наградило проект Сабрины Карабаевой «У меня есть работа». Эта история — о друзьях Сабрины, молодых людях, которые рассуждают на тему работы. Автор представляет поиск работы как поиск смысла жизни. В качестве приза Сабрина получила поездку в Москву на VI питчинг дебютантов, который пройдет 24-го февраля в Доме кино.

Питчинги при поддержке Молодежного центра Союза кинематографистов России прошли и в других городах: Санкт-Петербурге, Уфе, Иркутске.

Уже в начале этого года будут подведены итоги конкурсов сценариев короткометражных фильмов, организованных «Академией Н.С. Михалкова» (на тему «Жизнь налаживается») и «Jameson First Shot», победители которого смогут снять свои короткометражные фильмы с Мэгги Джилленхол в главной роли.

Этот год показал, что различные конкурсы и питчинги проводятся не только ради пиара, как думают некоторые. В 2015-м году мы увидели и результаты некоторых из завершившихся соревнований. В марте с успехом прошел в прокате альманах компании «Disney» «Счастье-это...», организаторы которого проводили сначала сценарный, а затем и режиссерский конкурсы. В результате, альманах из 7 новелл, снятых молодыми режиссерами, и объединенных темой «счастья», с участием таких актеров как Андрей Мерзликин, Валерий Гаркалин, Светлана Иванова, Александр Петров, был показан более чем в 400 отечественных кинозалах, а также получил призы на таких престижных киносмотрах как «Киношок» и «Лучезарный Ангел». Стоит отметить, что «Счастье-это...» — не единственный дебютный альманах, вышедший в ушедшем году. Проект «Ближе, чем кажется» — сборник из 4-х новелл, отобранных из лауреатов I питчинга дебютантов, и спродюсированный командой Молодежного центра СК РФ, был успешно презентован в Российском павильоне Каннского кинофестиваля, а затем принял участие в различных программах таких киносмотров как «Окно в Европу», «Киношок», «Восток-Запад», «Казанский кинофестиваль», «Человек, познающий мир», «В Кругу Семьи», «Радонеж», «Покров». В конце февраля 2016 года альманах выходит в прокат. А уже в конце года был объявлен новый конкурс, результатом которого станет также создание нескольких короткометражных фильмов. Продюсерский центр Андрея Кончаловского объявил о приеме продюсерских заявок короткометражных фильмов, которые будут произведены в рамках экспериментального альманаха «Жанры» под художественным руководством самого мэтра. Девиз проекта — «Меньше денег — больше творческой свободы», а его тема — «Когда я один».

Повышающийся уровень отечественных короткометражек, с успехом прошедший «День короткометражного кино» (показы прошли в 28 городах России и в 46 кинотеатрах), увеличение зрительского интереса к короткометражному кино, участие мэтров и медийных актеров в съемках дебютных фильмов позволяют надеяться, что в 2016-м году, объявленном Годом кино, лучшие короткометражные фильмы, снятые российскими молодыми режиссерами, будут интересны не только профессиональной фестивальной публике, но и более широкой аудитории. В начинающемся году будет открываться больше киноклубов короткого метра, короткометражки будут выходить на ведущие онлайн-платформы и ТВ, а также в кинопрокат.

Proficinema

14 января 2016 в 16:33

Поделиться ссылкой на FaceBookПоделиться ссылкой на LinkedInПоделиться ссылкой на TwitterПоделиться ссылкой вКонтактеПоделиться ссылкой в ЖЖПоделиться ссылкой на Я.руПоделиться ссылкой на mail.ру

Предыдущая статья

Итоги украинского киногода-2015(13 января 2016 в 16:45)

 

Ник
Ваше мнение
Я — не робот
Загрузка...