Следующая статья

Российское короткометражное кино: Итоги 2015 года(14 января 2016 в 16:33)

Итоги украинского киногода-2015

Ушедший год для украинского кино во многом был знаковым. Именно в 2015-м на экраны вышло рекордное количество отечественных фильмов и произошло объединение продакшн-студий. Помимо этого возобновилась работа над проектами, о которых многие уже и забыли. В Раде был зарегистрирован законопроект, который в случае принятия должен принести свои плоды уже через несколько лет. Конечно, в каждом из перечисленных событий есть свои минусы. О них подробнее в нашем кратком обзоре основных кинособытий.
«Из пепла возгорится пламя»
2015-й начался с запрета российской кино- и теле продукции. Одни каналы принимали подобные инициативы благосклонно и даже на словах поддерживали. Другие — заявляли чуть ли не о смерти отечественного телевидения, потому как им был не по карману собственный контент. На протяжении полугода телевизионщики уличали друг друга в показе запрещенного продукта. Однако в июне наступил переломный момент — конкуренты заявили о своем объединении. В результате появилась #КіноКраїна. В него вошли StarLightMedia (телеканалы СТБ, ICTV, «Новый канал», М1, М2, QTV), Inter Media Group (телеканалы «Интер», НТН, «Мега», К1, К2, Zoom, «Пиксель» и «Энтер-фильм»), «Медиа Группа Украина» (телеканалы «Украина», «НЛО TV», «Футбол 1», «Футбол 2», «Индиго ТВ» и ряд региональных телеканалов), киностудии FILM.UA Group, Star Media и Pro TV.
Обозначенные цели — создание «работающей, самоокупаемой, конкурентоспособной отрасли производства массового зрительского кино и сериалов в Украине». Однако чтобы достичь этой цели нужно реформировать законодательство. Так появился совместный законопроект № 3081-Д «О государственной поддержке кинематографии в Украине». Разумеется, документ далек от идеала. Например, киношники кивают на телевизионщиков, мол, те хотят за госсчет свести свои финансовые потери к минимуму. Некоторые даже новое объединение называют не иначе как #ТелеКраїна. На данный момент голосование по з-ту № 3081-Д перенесено на следующий год. Ознакомиться с документом можно здесь.
Вот так, запрет контента, произведенного в «братской» России, привел не к закрытию телеканалов и телестудий, а их объединению и выработке общей стратегии. Насколько долго продержится #КіноКраїна как союз — вопрос времени. Ведь умение договариваться и объединяться ради достижения общей цели — не наш конек. Особенно если учесть что за каждым телеканалом стоит вполне конкретный олигарх со своими порочными интересами.
В прокате
В 2015-м в прокат вышли фильмы, работа надо которыми либо затянулась, либо они были в фестивальном турне. Одна из наиболее значимых картин — полнометражный дебют Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь». Лента вышла неоднозначной, но заслуживающей внимания. Помимо этого до кинотеатров добрались «Затерянный город» и «По ту сторону». Заслуга последнего — фильм снимался на частные инвестиции, в отличие от предыдущих двух. Конечно, «По ту сторону» — довольно слабый дебют, если смотреть на него со всей строгостью опытного зрителя. Но мы верим, что это только начало.
В целом на экраны вышло 28 фильмов + «Теперь я буду любить тебя» (он вышел в прокат 31 декабря). Среди этого количества есть документальные проекты, а также сборники короткометражек.
Говоря об итогах года нельзя не вспомнить о «Незламной» (точнее «Битве за Севастополь»). В украинском прокате за две недели он собрал почти 10 млн UAH. Однако не деньгами он запомнился, а прецедентом, которым этот фильм обогатил историю украинского кино. Наши «братья» думают, что фильм российского производства. Украинцы думают, что фильм российского производства. Но именно Украина выделила на эту картину большую часть средств. Возможно, именно в знак извращенной благодарности продюсеры для российского проката оставили изначальное название — «Битва за Севастополь». После аннексии Крыма и последующей войны. В общем, ничего личного — только бизнес, как завещал дон Вито Корлеоне.
Не фильмами едиными
В этом году фильм «Племя» продолжил свой Крестовый поход за фестивальными наградами. Например, в марте ему дали «Нику». Но это ерунда по сравнению с тем, что сцена сексуального характера из этой картины попала в число лучших подобных сцен 2015 года по версии The Daily Beast. «Мы в хорошей компании», — написал по этому поводу режиссер картины Мирослав Слабошпицкий на своей странице в ФБ. Также лента попала в рейтинг The 10 Best Films of 2015, который составил Тодд Маккарт, ведущий кинокритик The Hollywood Reporter.
В этом году Мирослав начал работу над своим новым фильм «Люксембург» о Чернобыле. Ожидается, что это будет копродукция Украины, Франции, Германии и Норвегии. При этом еще на подготовительном этапе компания Danaos (Греция) купила права на прокат. Другие режиссеры также не сидят без дела. В рекордные сроки Любомир Левицкий, продвигающий идею жанрового кино, снял молодежную комедию #SELFIEPARTY. (Премьера намечена на весну 2016 года). Еще один знаковый для современной Украины режиссер Олесь Санин говорил о планах снять документальный фильм об АТО.
Что касается мультипликации, то именно в 2015-м были объявлены ряд проектов, которые не только вдохнут жизнь в нашу анимацию, но и сделают ее конкурентоспособной. В частности студия Animagrad при поддержке Film.UA планирует каждый год выпускать по полнометражному мульту. В ее пакете «Руслан и Людмила», «Легенды Триполья», «Мавка. Лесная песня» и «Снежная республика». В этом же году подал признаки жизни «Микита Кожем`яка», работа надо которым началась еще в 2007 году. Его премьера намечена на следующий год. Презентованный трейлер вселяет надежду, что как минимум детям он придется по душе. К слову, в июле студия Panama Grand Prix, которая занимается «Микитой», объявила о планах сделать своеобразное продолжение легендарного «Острова сокровищ». В свою очередь Megogo вместе с «плюсами» намерен снять новые серии о похождениях казаков.
Возвраты и откаты
Конец года ознаменовался дополнительным финансированием в 100 млн UAH, которое Госкино направило на замороженные проекты. Благодаря этому на завершающем этапе оказалась работа над «Гнездом горлицы», последнем фильме с Виталием Линецким. Помимо этого в производство были запущены ряд проектов, которые побеждали на питчингах в предыдущие годы — «Шлях мерця», «Бобот», «Урсус» и др. Всего 42 новых фильма. Среди них 12 полнометражных игровых, в том числе 2 детских. Наверное, впервые в истории современной Украины фильмы, которые создавались при поддержке государства, стали возвращать деньги. Итого поступления на специальный счет Госкино составили 6,7 млн UAH при плановых показателях в 1,5 млн. Отметились «Незламна», «Поводырь» и «Племя».
Теперь от перемоги давайте перейдем к зраде. 2015-й ознаменовался уже четвертой заменой режиссера на проекте «Оккупация», где также присутствуют госденьги. Продюсеры Владимир Филиппов и Андрей Суярко на весьма конфликтной ноте распрощались с молдавским режиссером Валериу Жереги. После этого они заявили об очередном изменении концепции. Но не это главное — Госкино так и не озвучило четкую позицию по поводу претензий Валериу о нецелевой трате средств со стороны продюсеров и допущенной ими задолженности по зарплатам. В связи с этим поднялась новая волна разговоров о госфинансировании и откатах, которые многие годы идут рука об руку. Причем не только в сфере кинематографа.
Еще одна не самая приятная тема — украинские киношники не смогли вовремя объединиться, чтобы собрать Оскаровский комитет. Из-за проволочек и распрей заокеанские коллеги слишком поздно получили заветный список с фамилиями новых экспертов. Ввиду этого все сроки подачи заявки были просрочены. А достойным претендентом могли стать именно «Брати».
Неожиданно для многих в этой статье всплывет кулявлобый наш премьер. Арсений Яценюк неоднократно на протяжении года говорил о масштабном кинопроекте, который расскажет настоящую правду об аннексии Крыма. Якобы снимать его должен трижды оскароносный режиссер, но «фамилию его я вам не скажу». В итоге эти россказни остались там же, где и кирпичная стена, отделяющая Украину и Россию. И масштабные реформы. И рост экономики. Ну вы поняли.
Эпилог
Тем не менее, обзор главных событий в украинском кинематографе хотелось бы закончить на позитивной ноте. На Одесском кинофестивале свой мастер-класс дал сам Даррен Аронофски. В ноябре оператор «Леона» Тьерри Арбогаст снимал в Украине фильм «Полина». К слову, это весьма масштабный и многообещающий проект, который во многом состоялся благодаря нашей стране.
А в феврале в Киеве открылся кинотеатр украинского кино «Лира». Считай, через месяц он отметит первый год своей деятельности, а это значит, что нашему зрителю нужны наши фильмы.

13 января 2016 в 16:45

Поделиться ссылкой на FaceBookПоделиться ссылкой на LinkedInПоделиться ссылкой на TwitterПоделиться ссылкой вКонтактеПоделиться ссылкой в ЖЖПоделиться ссылкой на Я.руПоделиться ссылкой на mail.ру

Предыдущая статья

ТВ-реклама в Украине в 2015-16 гг. Оценки экспертов(12 января 2016 в 16:18)

 

Ник
Ваше мнение
Я — не робот
Загрузка...